ОП ДПО (повышения квалификации)_Мастер производственного обучения ТС

1

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

1.1.Введение
Программа
дополнительного
профессионального
образования
(повышения
квалификации): «Мастер производственного обучения вождению транспортных средств.
(далее Программа), разработана в соответствии с требованиями Федерального закона от
29.12.2012 No 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”, Федерального закона
от 10.01.1995 No 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения” (с учетом изменений,
внесённых федеральными законами от 07.05.2013 No 92-ФЗ, от 02.07.2013 No 185-ФЗ, от
23.07.2013 No 196-ФЗ ), примерной Программы профессиональной подготовки водителей
транспортных средств категории “В”, утвержденной приказом Минобрнауки России от 26
декабря 2013 г. No 1408, Типовым положением об образовательном учреждении
дополнительного профессионального образования . Содержание Программы представлено
пояснительной запиской, учебным планом, календарным учебным графиком, рабочими
программами учебных предметов, планируемыми результатами освоения Программы,
условиями реализации Программы, системой оценки результатов освоения Программы.
Учебный план содержит перечень учебных предметов с указанием времени, отводимого
на их освоение и изучение, включая время, отводимое для теоретических и практических
занятий.
При реализации представляемой Программы используются различные образовательные
технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, в соответствии со
ст.13 п.2 ФЗ-273 «Об образовании в РФ». Реализация Программы может осуществляться с
использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную
деятельность, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций
посредством сетевой формы реализации в соответствии со ст. 15 ФЗ-273 «Закон об
образовании в РФ». Условия реализации Программы содержат организационнопедагогические, кадровые, информационно-методические и материально-технические
требования. Учебно-методические материалы обеспечивают реализацию Программы
Цель реализации программы
В результате освоения программы слушатель должен овладеть минимумом
систематических знаний об основных психических процессах и свойствах личности,
сущности учения, обучения и воспитания, организации, содержании, методах и приемах
проведения занятий, контроле и оценке знаний учащихся, о законодательстве,
обеспечивающим безопасность движения.
1.2.Категория слушателей
1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
1.3.Планируемые результаты обучения
Обучение по программе предполагает освоение соответствующих профессиональных
компетенций в процессе изучения перечисленных в учебном плане профессиональных
дисциплин (модулей):
1.1. Использовать различные методы поиска, анализа и оценки информации, необходимой
для постановки и решения профессиональных педагогических задач
1.2. Организовывать взаимодействие с различными участниками образовательного
процесса.
1.3. Использовать приёмы педагогического воздействия на мотивацию и поведение
обучающихся.

1.4. Проводить учебные занятия по программам профессиональных модулей, включая
программы учебных и производственных практик.
1.5. Организовывать самостоятельную работу обучающихся по программам
профессиональных модулей.
1.6. Осуществлять формирующий и констатирующий контроль, оценку результатов
профессионального обучения в процессе текущего оценивания, промежуточной, итоговой
аттестации.
1.7. Осуществлять самооценку педагогической деятельности, выбирать способы ее
совершенствования
Слушатель, освоивший программу, должен:
В результате освоения программы слушатель должен овладеть минимумом
систематических знаний об основных психических процессах и свойствах личности,
сущности учения, обучения и воспитания, организации, содержании, методах и приемах
проведения занятий, контроле и оценке знаний учащихся, о законодательстве,
обеспечивающим безопасность движения.
В результате освоения программы слушатель должен:
уметь
●
определять цели, задачи, содержание, методы и средства обучения;
●
применять
различные
формы
и
методы
обучения,
учитывая
психофизиологические особенности обучающихся различных возрастов;
●
планировать проведение теоретических и практических занятий;
●
формировать учебно-производственные задания;
●
разрабатывать и проводить практические занятия по предметам «Основы
законодательства в сфере дорожного движения», «Основы организации перевозок»,
«Эксплуатация транспортных средств и организация пассажирских перевозок» и
«Основы безопасного управления транспортными средствами», с учетом различных
уровней подготовки обучаемых;
●
отбирать и использовать в обучении соответствующие технологии и
технические средства обучения;
●
управлять своим эмоциональным состоянием, уважать права других,
конструктивно разрешать межличностные конфликты;
●
соблюдать режим труда и отдыха;
●
совершенствовать свои навыки обучения;
●
управлять транспортным средством соответствующей категории.
●
знать:
●
сущность процессов обучения и воспитания, особенности содержания,
планирования и организации педагогического процесса;
●
формы и методы обучения;
●
особенности профессионального обучения;
●
методологические основы проведения групповых занятий;
●
психологические основы совместимости людей;
●
психологические основы безопасного управления транспортным средством
●
психические процессы и состояния;
●
психофизиологические особенности обучающихся различных возрастов;
●
основные достижения, проблемы и тенденции развития отечественной и
зарубежной педагогики и профессиональной автомобильной школы;
●
состав, функции и возможности использования информационных
технологий в профессиональной деятельности;

●
Правила дорожного движения, основы законодательства в сфере дорожного
движения;
●
перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация
транспортных средств или их дальнейшее движение;
●
основы безопасного управления транспортным средством в различных
условиях движения;
●
виды ответственности за нарушение Правил дорожного движения, правил
эксплуатации транспортных средств и норм по охране окружающей среды в
соответствии с законодательством Российской Федерации;
●
требования, предъявляемые к режиму труда и отдыха, правила и нормы
охраны труда и техники безопасности;
●
уровни риска при выборе границ безопасности и способы снижения
завышенной самооценки;
●
статистику ДТП, основные причины ДТП, количество погибших и
пострадавших в них;
●
методику приема экзаменов и зачетов
Слушателям, успешно освоившим образовательную программу дополнительного
профессионального образования (повышения квалификации) и прошедшим итоговую
аттестацию, выдаются документы – удостоверение о повышении квалификации
установленного МАУ ДПО «ЦРО» образца.
Объём программы – 72 часа
Форма обучения: очная, очно-заочная с применением дистанционных технологий.

Режим занятий:
по расписанию, составленному при приеме на обучение
Требования к организации учебного процесса:
Учебные группы создаются численностью до 11 человек. Учёт посещаемости занятий,
успеваемости и пройденных тем ведётся преподавателем в соответствующей учётной
документации.
Обучение включает теоретические, практические занятия и самостоятельную подготовку.
Продолжительность учебного часа, теоретических и практических занятий – 1
академический час (45 минут).
Формы контроля:
Текущий контроль проводится с целью определения в ходе обучения степени усвоения
учебного материала, своевременного вскрытия недостатков. В качестве такой системы
выступает система контрольных вопросов, собеседование. К текущему контролю
относятся: проверка знаний и навыков обучающихся, которая проводится после изучения
темы (модуля) по вопросам, составляемым преподавателем самостоятельно, исходя из
изученного материала.
Итоговая аттестация
Итоговая аттестация может проводиться в форме итогового экзамена по вопросам
содержания тем, модулей (в приложении к программе), тестирования.
Итоговая оценка «зачёт/ незачёт»
В рамках курсов повышения квалификации тестирование может применяться с целью
оценки уровня усвоения материала по итогам изучения программы. Тестирование – метод
контроля знаний с помощью стандартизованных материалов (тестов). Каждый правильный ответ
слушателя оценивается в 1 балл.
Критерии оценки результатов тестирования:
85-100% правильных ответов – отлично;
70-84% правильных ответов – хорошо;
60-69% правильных ответов – удовлетворительно;
менее 60% правильных ответов – неудовлетворительно.

Итоговая оценка «зачёт»/ «незачёт».
Для получения оценки «зачёт» слушатель должен ответить правильно не менее, чем на 60
% вопросов.

2
№
п/п

1
2
3

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Предметы
всего
Основы психологии
Основы профессиональной педагогики
Основы
методики
производственного
обучения
Итоговое тестирование
ИТОГО
Всего:
3

12
12
44

Количество часов
в том числе
Теоре
Практические
тических
занятия
10
2
12
24
20

4
72
72

46

22

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Наименование дисциплин
(модулей, разделов) по
учебному плану

Количес
тво
часов

1

Основы психологии
Основы профессиональной
педагогики
Основы методики
производственного обучения
Итоговое тестирование

12
12

12
12

44

Семестр (неделя)
2

24

3

20

4

4

4
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН предмета «ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ»
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.

Темы
Психические процессы и состояния
Личность. Сознание
Психология труда
Психология обучения
Психофизиологические особенности профессиональной деятельности
водителя автотранспортных средств

Программа предмета
«ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ»
Тема 1. Психические процессы и состояния
Психология как наука о психике. Сущность психических процессов. Познавательные
процессы: ощущения, восприятия, память, воображение, мышление. Органы чувств.
Внимание и его свойства.
Понятие об эмоциональных состояниях.
Тема 2. Личность. Сознание
Понятие о личности. Сущность сознания как важнейшей характеристики личности.
Проявления сознания. Речь.
Понятие о волевой регуляции деятельности. Потребности и мотивы. Влечения.
Понятие о характере и его структуре. Понятие о темпераменте, его типы.
Межличностные отношения.
Тема 3. Психология труда
Понятие о трудовом действии. Знания, умения и навыки.
Роль мышления в трудовом процессе. Развитие психических процессов в трудовой
деятельности.
Тема 4. Психология обучения
Основные условия формирования знаний, умений и навыков.
Процесс упражнения. Взаимосвязь знаний, умений и навыков.
Понятие об ориентировочной основе действий.
Процесс усвоения. Понятие об учении. Формирование навыков самоконтроля действий
при освоении трудовых приемов.
Психологические основы педагогического мастерства мастера производственного
обучения.
Тема 5. Психофизиологические особенности
профессиональной деятельности водителя автотранспортных средств
Время реакции. Восприятие движения. Распределение внимания. Наглядно-действенное
мышление в труде водителя. Утомление и работоспособность. Психический стресс.
Медицинские противопоказания для занятий водительской деятельностью.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по предмету «ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ»
№
п/п
1.
2.
3.
4.

Темы
Основные понятия педагогики. Дидактика и принципы обучения
Формы и методы обучения
Особенности профессионального обучения
Воспитание в процессе обучения
ВСЕГО:

Программа предмета

«ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ»
Тема 1. Основные понятия педагогики. Дидактика и принципы обучения
Педагогика как наука об обучении и воспитании. Понятие о профессиональной
(производственной) педагогике.
Дидактика – раздел педагогики, изучающий процессы и системы обучения.
Основные принципы дидактики. Содержание обучения. Особенности профессионального
обучения. Обучение взрослых.
Педагогические знания, умения и навыки.
Тема 2. Формы и методы обучения
Организация обучения. Урок как основная форма обучения. Психолого-педагогические
требования к уроку. Основные элементы урока и дидактические требования к ним.
Виды и организации проведения уроков. Познавательная деятельность учащихся.
Понятие о методах обучения. Усвоение знаний. Словесные и наглядные методы, виды
самостоятельных работ. Конспектирование.
Методические приемы в деятельности преподавателя.
Работа со справочниками и литературой. Развивающие методы обучения. Решение задач.
Контроль и оценка усвоения знаний.
Понятие о средствах обучения. Наглядные пособия. Технические средства обучения.
Тема 3. Особенности профессионального обучения
Содержание и цели лабораторно-практических занятий. Виды ЛПЗ. Содержание и цели
производственного обучения.
Тема 4. Воспитание в процессе обучения
Цели и задачи воспитания при подготовке водителя. Воспитание дисциплинированности и
ответственности. Воспитание экономического мышления. Воспитание средствами
обучения.
Роль личности педагога и педагогических навыков в воспитании. Методы
самовоспитания.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
по предмету «ОСНОВНЫЕ МЕТОДИКИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ»
№
п/п
1

2

Темы
Раздел 1. Подготовка мастера производственного обучения к занятию
Нормативно-правовая и материально-техническая база обучения
Виды и порядок применения и составления учебной документации
Раздел 2. Проведение занятий производственного обучения
Вводный инструктаж
Текущий инструктаж
Заключительный инструктаж
Методика контрольных проверок навыков управления автомобилем
Методика обучения проведению контрольных осмотров и ежедневного
технического обслуживания транспортных средств

ВСЕГО:

Программа предмета
«ОСНОВНЫЕ МЕТОДИКИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ»
Раздел 1. Подготовка мастера производственного обучения к занятию
Тема 1.1. Нормативно-правовая и материально-техническая база обучения.
Права и обязанности мастера производственного обучения. Требования нормативной
документации к организации учебно-материальной базы для обучения вождению.
Оборудование рабочего места мастера производственного обучения. Оборудование
кабинета (класса) автотренажеров.
Тема 1.2. Виды и порядок применения и составления учебной документации.
Подготовка мастера производственного обучения к очередному занятию. Учебная
документация мастера производственного обучения. Перечень учебных заданий.
Составление плана-конспекта занятия. Учет успеваемости учащихся.
Раздел 2. Проведение занятий производственного обучения.
Тема 2.1. Вводный инструктаж
Цели вводного инструктажа. Показ и объяснение приемов. Проведение ежедневного
технического обслуживания ТС. Повторение учебного материала. Опрос учащихся по
теме. Изложение нового материала.
Тема 2.2. Текущий инструктаж
Цель текущего инструктажа. Предупреждение и объяснение ошибок. Организация
упражнений. Виды упражнений. Методы руководства упражнениями. Контроль за ходом
освоения навыков. Дополнительный инструктаж. Обучение приемам самоконтроля.
Тема 2.3. Заключительный инструктаж
Цели заключительного инструктажа. Анализ результатов учебной деятельности
учащихся. Анализ ошибок. Контроль и оценка практических знаний и навыков учащихся.
Тема 2.4. Методика контрольных проверок навыков управления автомобилем.
Проведение первой контрольной проверки. Цель контрольной проверки. Содержание
контроля. Проведение итоговой проверки умений и навыков вождения.
Тема 2.5. Методика обучения проведению контрольных осмотров и ежедневного
технического обслуживания транспортных средств.
Цель занятий. Организация упражнений. Особенности обучения операциям
контрольный осмотров. Воспитание наблюдательности. Развитие технического слуха.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
по предмету «ОСНОВНЫЕ МЕТОДИКИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ»
№
п/п
1

2

3

4

Темы
Раздел 1. Методика начального обучения
Методические приемы обучения посадке и приемам действия органами
управления и приборами сигнализации
Обучение приемами управления ТС
Обучение приемам движения с переключением передач
Обучение приемам движения с переключением передач в восходящем и
нисходящем порядках
Обучение приемам движения с изменением направления
Раздел 2. Методика обучения вождению в ограниченных проездах
Обучение приемам остановки в «заданном месте», разворотам
Обучение приемам маневрирования в ограниченных проездах
Обучение приемам сложного маневрирования Методика проведения
контрольного занятия №1
Раздел 3. Методика обучения вождению по учебным маршрутам
Обучение вождению по маршрутам с малой интенсивностью движения
Обучение вождению по маршрутам с большой интенсивностью движения
Методика проведения контрольного занятия № 2
Раздел 4. Методика совершенствования навыков управления ТС
Методика совершенствования навыков вождения ТС в различных условиях
дорожной обстановки
ВСЕГО:
Программа предмета
«ОСНОВНЫЕ МЕТОДИКИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ»
РАЗДЕЛ 1. Методика начального обучения

Задание 1. Методические приемы обучения посадке, приемам действия органами
управления и приборами сигнализации (обучение на автомобиле-тренажере или на
автотренажере).
− Общее ознакомление с автомобилем, органами управления и приборами
сигнализации. Контрольный осмотра автомобиля перед выездом на маршрут.
Посадка в кабину.
− Тренировка в регулировании положения сиденья,пристегивании ремнем
безопасности, пуске двигателя, подаче сигнала, включение стеклоочистителей,
системы освещения.
− Регулирование педалью акселератора оборотов коленчатого вала двигателя на
холостом ходу. Ознакомление со схемой переключения передач. Включение
первой передачи, имитация трогания, разгона с переключением передач в
восходящем порядке и замедления с переключением передач в нисходящем
порядке.
− Освоение техники руления, обеспечивающей сохранение обратной связи о
положении управляемых колес.
− Тренировка в повороте рулевого колеса на угол ± 120, 130, 240, 360 с возвратом

колес в нейтральное положение.
− Регулирование оборотов и скорости по тахометру при его наличии и спидометру.
Задание 2. Обучение приемам управления ТС (обучение на автомобиле-тренажере
или на автотренажере)
− Развитие навыков руления: положение рук на рулевом колесе, вращение рулевого
колеса двумя руками поочередно вправо и влево с постепенным увеличением
интенсивности.
− Действия органами управления при трогании с места, при движении с
переключением передач в восходящем и нисходящем порядках, плавном и
экстренном
торможении, остановках (отрабатываются при неработающем двигателе);
- Трогание с места по прямой с переключением передач в восходящем и
нисходящем порядках, движение с небольшой скоростью, приемы плавного
торможения и остановки.
Задание 3. Обучение приемам движения с переключением передач (обучение на
автомобиле-тренажере или на автотренажере)
− Трогание с места, движение по прямой с переключением передач в восходящем
порядке.
− Приемы торможения и остановки.
− Движение задним ходом по прямой.
Задание 4. Обучение приемам движения с переключением передач в восходящем и
нисходящем порядках (обучение на автомобиле или на автотренажере)
− Разгон.
− Движение по прямой с переключением передач в восходящем и нисходящем
порядках.
− Движение по прямой с изменением скорости путем регулирования положения
дроссельных заслонок.
− Ступенчатый способ перехода на низшую передачу (последовательный и без
соблюдения последовательности).
- Различные способы торможения (плавное, прерывистое и экстренное-циклическое).
Задание 5. Обучение приемам движения с изменением направления
Движение передним ходом по кольцевому маршруту. Разгон и торможение с остановками
у стоп-линий. Проезд по колейной доске правыми и левыми
− колесами. Повороты направо и налево, между препятствиями.
− Движение задним ходом по прямой с использованием различных способов
наблюдений за дорогой.
− Движение задним ходом с поворотами налево и направо.Движение задним
ходом вдоль стены (ограничителей), остановка, отъезд от стены
(ограничителей).
РАЗДЕЛ 2. Методика обучения вождению в ограниченных проездах.
Задание 6. Обучение приемам остановки в «заданном» месте, развороты.
− остановка автомобиля при движении передним и задним ходом, на обочине, у
выбранного ориентира, у дорожного знака, у тротуара (параллельно, под углом 45
и 90 градусов).
− подъезд к ограничителю передним и задним ходом.
− Проезд перекрестков в прямом направлении, с поворотами направо и налево.

− Развороты без применения заднего хода.
−
−
−
−
−
−

Задание 7. Обучение приемам маневрирования в ограниченных проездах.
Въезд в ворота с прилегающей и с противоположной сторон передним и задним
ходом.
Выезд из ворот передним и задним ходом с поворотами налево и направо.
Проезд по «змейке» передним ходом.
Разворот на ограниченном участке с применением заднего хода.
Въезд в габаритный дворик, разворот с применением заднего хода.
Въезд в габаритный дворик, разворот с применением заднего хода, выезд.

Задание 8. Обучение приемам сложного маневрирования.
− Постановка автомобиля в «бокс» передним и задним ходом из положения «с
предварительным поворотом автомобиля направо (налево)».
− Постановка автомобиля на габаритную стоянку. Движение по габаритному
тоннелю задним ходом из положения «с предварительным поворотом направо
(налево)». Трогание на подъеме.
РАЗДЕЛ 3. Методика обучения вождению по учебным маршрутам.
Задание 9. Обучение вождению по маршрутам с малой интенсивностью движения.
− Выезд на улицы города (населенного пункта). Движение в транспортном потоке.
Остановка и начало движения. Движение на поворотах с ограниченной
видимостью. Движение на подъемах и спусках с остановками и троганием с места.
Проезд остановок общественного транспорта, пешеходных переходов. Отработка
приемов парковки. Встречный разъезд в узких проездах. Движение по мостам и
путепроводам. Проезд железнодорожных переездов. Объезд препятствия
− Проезд перекрестка. Действия водителя при проезде перекрестка. Оценка
перекрестка обзорность, число полос наличие транспорта и т. д.). Перестроение.
Действия по сигналу светофора (регулировщика). Выбор траектории движения.
Проезд нерегулируемых перекрестков равнозначных и неравнозначных дорог в
прямом направлении, с поворотом направо, налево, разворотами для движения в
обратном направлении. Выбор скорости движения. Использование пилотажных
приборов. Определение средней скорости движения по маршруту и
эксплуатационного расхода топлива.
Задание 10. Обучение вождению по маршрутам с большой интенсивностью движения.
− Выезд на улицы города (населенного пункта). Движение в транспортном потоке с
большой интенсивностью. Остановка и начало движения. Движение на поворотах с
ограниченной видимостью. Движение на подъемах и спусках с остановками и
троганием с места. Проезд остановок общественного транспорта, пешеходных
переходов. Отработка приемов парковки. Встречный разъезд в узких проездах.
Объезд препятствия, Движение по мостам и путепроводам. Проезд
Железнодорожных переездов. Объезд препятствия.
− Проезд по перекрестку. Действия водителя при проезде перекрестка. Определение
расстояния до приближающегося транспортного средства. Определене скорости
приближающегося транспортного, средства. Определение времени для проезда
перекрестка. Оценка перекрестка (обзорность, число полос, наличие транспорта и
т. д.). Необходимость и целесообразность перестроения.
− Действия по сигналу светофора (регулировщика). Выбор траектории движений.
Выезд на перекресток. Проезд нерегулируемых перекрестков равнозначных и
неравнозначных дорог в прямом направлении, с поворотом направо и налево,

разворотами для движения в обратном направлении. Выбор скорости движения.
Использование пилотажных приборов. Определение среднейскорости движения по
маршруту и эксплуатационного расхода топлива.
РАЗДЕЛ 4. Методика совершенствования навыков управления ТС.
Задание 11. Обучение совершенствованию навыков вождения ТС в различных условиях
дорожной обстановки
Составить план работы с отдельными учащимися по устранению выявленных ошибок в
управлении ТС.
Составить план проведения внутреннего экзамена. В плане определить порядок и
содержание первого и второго этапов экзамена.
Составить набор учебных элементов для проведения внутреннего экзамена.
6. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
4.1. Материально-технические условия реализации программы
Наименование специализированных
аудиторий, кабинетов, лабораторий
Виртуальный класс для учеников.

Учебный класс

Автодром

Вид
занятий
Лекции
Лекции,
практиче
ские
работы
Практич
еские
занятия

Наименование оборудования, программного
обеспечения
Лекции в электронном виде, презентации,
тестовые материалы. Учебники, УМП,
Методические указания.
Лекции, презентации, тестовые материалы.
Учебники, УМП, Методические указания,
ПО для проведения тестирования
Автомобиль

4.2. Учебно-методическое обеспечение программы
Информационное обеспечение обучения
1. «Основы законодательства в сфере дорожного движения»
Основные источники:
1. Кодекс РФ об административных нарушениях (официальный текст).
2. Федеральный закон РФ «О безопасности дорожного движения». М.: издательство
«Омега – Л»,
3. Комментарии к Правилам дорожного движения РФ. Яковлева. В.Ф.
Дополнительные источники:
1. 1. Правила дорожного движения Российской Федерации.
2.«Основы безопасного управления транспортными средствами»
Основные источники:
1. Экзаменационные билеты для приема теоретических экзаменов на право
управления
транспортными средствами категории «А» и «В» с изменениями

2. Основы управления автомобилем и безопасность движения: учебник водителя
транспортных средств категорий «С», «D», « Е»
3. Безопасность дорожного движения. Зеленин С.Ф.
4. Экзаменационные тематические «задачи» для подготовки к теоретическим экзаменам
на право управления транспортными средствами категории «А» и «В» с
комментариями
5. Первая медицинская помощь при ДТП. Изд. Третий Рим
1. 3. «Основы профессиональной педагогики и «Основы методики
профессионального обучения»
Основные источники:
1. Психолого-педагогический практикум. Вараксин В.В., Казанцева Е.В.
2. Теория обучения и воспитания: учебник. Загвязинский В.И., Емельянова И.Н.
3. Основы педагогического мастерства. Якушева С.Д. 5-е изд.
1. 4. «Основы психологии»
Основные источники:
1. Педагогическая психология. Зимняя И.А. 3-е издание
2. Психология 1,2,3, тома. Немов Р.С.
3. 5. «Конструкция, устройство эксплуатация автомобильного транспорта»
Основные источники:
1. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Основные и вспомогательные
технологические процессы: Лабораторный практикум. 3-е изд. Виноградов В.М.,
Храмцова О.В.
2. Ремонт автомобилей и двигателей: учебник. Карагодин В., Митрохин Н. 10-е издание
3. 6. «Вождение транспортных средств»
Основные источники:
1. Правила дорожного движения Российской Федерации
2. Комментарии к Правилам дорожного движения РФ. Яковлева. В.Ф.
1. 7. «Информационные технологии»
Основные источники:
1. Информационные технологии в профессиональной деятельности. Михеева Е.В. 12-е
изд.
2. Практикум по информационным технологиям в профессиональной
деятельности Михеева Е.В.. 12-е изд.
Интернет-ресурсы:
1. Министерство образования Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим
доступа: http://www.ed.gov.ru ;
2. Национальный портал “Российский общеобразовательный портал» [Электронный
ресурс] – Режим доступа: http://www.school.edu.ru;
3. Образовательные ресурсы Интернета – Информатика[Электронный ресурс] – Режим
доступа: http://www.alleng.ru/edu/comp.htm
4. Полная электронная версия правил дорожного движения РФ [Электронный ресурс] –
Режим доступа:http://www.shkolnik.ru/books/pdd/index.shtml.
5. Специализированный портал «Информационно-коммуникационные технологии в
образовании» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ict.edu.ru ;

6. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов [Электронный ресурс]
– Режим доступа: http://fcior.edu.ru
7. Электронная библиотека. Электронные учебники [Электронный ресурс] – Режим
доступа: http://subscribe.ru/group/mehanika-studentam/; Основная литература
8. КонсультантПлюс – надежная правовая поддержка [Электронный ресурс]
: официальный сайт компании «КонсультантПлюс». – Режим
доступа: http://www.consultant.ru.
9. Гарант – информационно-правовое обеспечение [Электронный ресурс] : официальный
сайт компании «Гарант». – Режим доступа: http://www.garant.ru.
10. 10. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс] – Режим
доступа: http://festival.1september.ru.
11. Сообщество взаимопомощи учителей [Электронный ресурс] – Режим
доступа: http://pedsovet.su/

1. СПИСОК КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ И ЗАДАНИЙ ДЛЯ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
5.1 Список контрольных вопросов и заданий по предмету «Основы
психологии»
1. Что такое психические процессы?
2. Дайте характеристику вниманию человека.
3. Раскройте сущность ощущения и восприятия человека.
4. Что такое память?
5. Дайте характеристику мышлению.
6. Опишите роль психических процессов в управлении автотранспортным средством.
7. Раскройте понятие «надежность водителя».
8. Дайте характеристику работоспособности.
9. Опишите факторы, влияющие на утомляемость водителя.
10. Раскройте понятие «личность», опишите ее основные элементы.
11. Дайте характеристику вклада эмоций в безопасное управление автотранспортным
средством.
12. Что такое воля?
13. Раскройте понятие риска и его роли в принятии решений при управлении
автотранспортным средством.
14. Охарактеризуйте мотивацию безопасного вождения и ее формирование в процессе
подготовки водителей автотранспортных средств.
15. Дайте характеристику учебной деятельности будущего водителя.
16. Опишите основные закономерности усвоения знаний.
17. Раскройте понятие «навык» и закономерности их формирования.
18. В чем состоит роль психомоторики в приобретении двигательного навыка.
19. Раскройте роль мотивации в обучении.
20. Дайте психологическую характеристику педагогической деятельности.
21. Опишите педагогические умения.
22. Раскройте суть основных стилей педагогической деятельности.
23. Опишите схему психологического анализа урока (занятия по практическому
вождению).
24. Раскройте понятие «педагогическое общение».

25. Опишите условия эффективности педагогического общения в процессе подготовки
водителей автотранспортных средств.

5.2.Список контрольных вопросов и заданий по предмету «Основы
профессиональной педагогики»
Охарактеризуйте педагогику как науку.
Раскройте сущность воспитания как общественной функции общества
Раскройте исторический и классовый характер воспитания.
Проанализируйте особенности воспитания на современном этапе развития общества.
Раскройте предмет педагогики, ее основные категории (воспитание, обучение,
образование, педагогический процесс).
6. Охарактеризуйте взаимосвязь основных категорий педагогики.
7. Охарактеризуйте специфику использования педагогической наукой междисциплинарных
понятий (личность, деятельность, общение, развитие, формирование).
8. Дайте развернутую характеристику системы педагогических наук.
9. Опишите формы и типы связи педагогики с другими науками.
10. Раскройте основные методологические положения современной педагогики.
11. Опишите реализацию философских законов и закономерностей в педагогике.
12. Раскройте законы диалектики, их всеобщий характер.
13. Раскройте основные положения теории познания в педагогике.
14. Дайте характеристику системному подходу.
15. Опишите основные положения теории личности, значимые для педагогики.
16. Опишите основные положения теории деятельности, на которые опирается современная
педагогика.
17. Раскройте теорию целостного педагогического процесса.
18. Опишите диалектику взаимодействия педагогической теории и практики.
19. Охарактеризуйте задачи педагогической науки на современном этапе развития общества.
20. Опишите значение педагогической теории в профессиональной подготовке мастера
производственного обучения.
21. Дайте характеристику структуры курса педагогики.
22. Раскройте понятие о профессиональной (производственной) педагогике.
23. Охарактеризуйте особенности профессионального обучения.
24. Раскройте понятие об инженерно-педагогической профессии.
25. Опишите систему профессионально-педагогического образования.
26. Проанализируйте основные виды профессиональной деятельности мастера
производственного обучения.
27. Дайте
развернутую
характеристику
видам
профессионально-педагогической
деятельности мастера производственного обучения.
28. Раскройте особенность профессионально-педагогической деятельности мастера
производственного обучения – двойной предмет труда.
29. Охарактеризуйте структурно педагогическую деятельность мастера производственного
обучения.
30. Опишите виды деятельности мастера производственного обучения: профессиональное
обучение, воспитательная работа, организационно-управленческая и эксплуатационнообслуживающая.
31. Охарактеризуйте содержание и цели производственного обучения.
32. Раскройте специфику обучения практическому вождению.
33. Опишите базовые цели и задачи воспитания при подготовке водителя
34. Охарактеризуйте методы и приемы воспитания дисциплинированности и
ответственности водителя.
35. Дайте характеристику воспитания средствами обучения.
36. Охарактеризуйте роль личности мастера и педагогических навыков в воспитании.
1.
2.
3.
4.
5.

37. Дайте характеристику профессионально-педагогической деятельности мастера
производственного обучения.
38. Опишите методологическую структуру педагогической деятельности мастера
производственного обучения.
39. Охарактеризуйте
педагогический
акт
как
организационно-управленченскую
деятельность.
40. Раскройте сущность самосознания мастера производственного обучения.
41. Опишите структуру способностей и педагогического мастерства.
42. Раскройте сущность педагогического процесса.
43. Дайте характеристику стилям педагогического общения.
44. Опишите уровни педагогического общения и их последствия.
45. Дайте развернутую характеристику этапов педагогического общения.
46. Дайте характеристику стилям педагогического управления.
47. Проанализируйте коммуникативные педагогические приемы, способствующие
успешному общению.
48. Опишите профессиональную этику и педагогический такт преподавателя.
49. Раскройте
сущность
готовности
мастера
производственного
обучения
к
профессионально-педагогической деятельности.
50. Дайте характеристику структуры и содержания готовности мастера производственного
обучения к профессионально-педагогической деятельности.
51. Проанализируйте
профессионально
обусловленные
требования
к
мастеру
производственного обучения, необходимые для выполнения профессиональнопедагогической деятельности.
52. Опишите мотивационную готовность.
53. Раскройте сущность профессионально-педагогической направленности.
54. Дайте развернутую характеристику профессионально-педагогической пригодности.
55. Охарактеризуйте социально-личностную готовность.
56. Опишите профессионально-педагогическую подготовленность.

5.3.Список контрольных вопросов и заданий по предмету «Основы
законодательства в сфере дорожного движения»
1. Раскройте основные требования «Закона о безопасности дорожного движения» по
обеспечению безопасности дорожного движения.
2. С какого возраста предоставляется право управления транспортными средствами
категорий «А», «В», «С», «D», «Е».
3. В каких случаях могут быть допущены к сдаче квалификационных экзаменов на право
управления транспортными средствами категорий «В» и «С» лица, достигшие се
семнадцатилетнего возраста?
4. Кто устанавливает порядок сдачи квалификационных экзаменов?
5. Кем разрабатываются программы подготовки водителей?
6. Опишите, в каких случаях может быть запрещена эксплуатация транспортного
средства.
7. Опишите основные обязанности водителя.
8. Опишите, что запрещается водителю.
9. В каких случаях водителю запрещается выезжать на трамвайные пути попутного
направления для поворота налево или разворота.
10. Что должен предпринять водитель, если движение задним ходом затруднено.
11. Опишите, по каким полосам движение может двигаться водитель в населенном пункте.
12. Опишите, в каких случаях водителю запрещен обгон.
13. Опишите, в каких случаях водителю запрещается выезд на пересечение проезжих
частей.
14. Опишите случаи, когда водителю запрещается движение через переезд.

15. Опишите случаи, когда в светлое время требуется включение ближнего света фар.
16. В каких случаях запрещается буксировка механических транспортных средств.
17. Какие требования предъявляются к оборудованию учебного транспортного средства?
18. Опишите условия, когда допускается перевозка груза.
19. Опишите условия, при которых разрешается перевозка детей до 12-летнего возраста.
20. Опишите условия, при которых запрещается дальнейшее движение транспортного
средства.
21. Какие виды уголовных наказаний могут быть применены к водителю?
22. Разрешается ли сотрудникам милиции осуществлять досмотр транспортного средства
без присутствия понятых и составления протокола.
23. Опишите, как осуществляется возмещение материального ущерба, если его сумма
превышает размер выплаты по ОСАГО.
5.4. Список контрольных вопросов и заданий по предмету «Основы

безопасного управления транспортными средствами»
1. Что называется «деятельностью водителя»?
2. Какие задачи управления транспортным средством вы знаете?
3. Что называется планом действий водителя.
4. Какие силы действуют на транспортное средство во время прямолинейного движения?
5. Какие силы действуют на транспортное средство дополнительно на повороте?
6. Какие показатели характеризуют скоростные свойства транспортного средства?
7. В каких случаях происходит потеря устойчивости продольного движения
транспортного средства относительно замедления?
8. Что понимается под недостаточной нейтральной и избыточной поворачиваемостью
транспортного средства?
9. Как влияет радиус поворота дороги на аварийность?
10. Опишите, как влияет на аварийность ширина проезжей части, состояние обочин,
приближенные к проезжей части дорожные сооружения.
11. Опишите, как изменяется количество ДТП от времени после прекращения дождя.
12. Опишите, какое влияние на аварийность оказывают неровности дороги.
13. Что называется «динамическим габаритом» и «габаритом опасности»?
14. Опишите, что характеризует рабочую позу водителя.
15. Опишите, какова последовательность регулировки положения сиденья и рулевого
колеса.
16. В чем различие пуска горячего и холодного двигателя.
17. Опишите, как повысить тормозную силу, создаваемую двигателем, при снижении
скорости.
18. Опишите, что характеризует удобную рабочую позу водителя.
19. Опишите, как построить правильное наблюдение за дорогой.
20. Опишите зоны наблюдения за дорогой.
21. Опишите объекты, угрожающие безопасности движения.
22. Опишите объекты информационного характера.
23. Опишите приемы выбора дистанции до впереди идущего транспортного средства.
24. Опишите, от каких факторов зависит выбор бокового интервала?
25. Опишите оценку тормозного и остановочного пути.

5.5.Список контрольных вопросов и заданий по предмету
«Конструкция, устройство и эксплуатация транспортных средств»
1. Опишите варианты компоновки современных автомобилей.
2.
Опишите
принципы
действия
автоматических
гидротрансформатором, с вариатором и роботизированных.

коробок

передач

с

3. Опишите принципы действия рулевого управления с гидроусилителем и
электроусилителем.
4. Опишите принцип действия гибридной силовой установки.
5. Опишите принцип действия двигателя с турбонаддувом.
6. Опишите принцип действия инжектора.
7. Опишите принцип действия антиблокировочной системы.
8. Опишите системы активной пассивной системы безопасности транспортных средств.
9. Опишите виды топлив, применяемых на современных транспортных средствах.
10. Опишите виды масел, применяемых в современных двигателях транспортных средств.

5.6. Список контрольных вопросов и заданий по предмету
«Основы методики профессионального обучения»
1. Опишите, в чем заключается подготовка преподавателя к занятию.
2. Каким документом определяется оснащение учебных кабинетов образовательного
учреждения, осуществляющего подготовку (переподготовку) водителей транспортных
средств?
3. Опишите, способы осуществления текущего контроля знаний.
4. Опишите вопросы, которые должны быть раскрыты в плане-конспекте урока.
5. Опишите принцип перспективно-тематического планирования.
6. Опишите, в чем заключается индивидуально-психологический подход к учащимся при
изложении и закреплении материала.
7. Опишите методики проведения практических занятий по Правилам дорожного
движения.
8. Опишите возможности применения учебно-наглядных пособий и технических
средствах обучения, по различным предметам подготовки водителей.
9. Опишите возможности применения компьютерной техники в подготовке водителей.
10. Опишите способы и приемы изложения нового материала.
11. Что относится к техническим средствам обучения?
12. Опишите способы применения компьютерной техники при обучении водителей.

5.7.Список контрольных вопросов и заданий по предмету
«Законодательные и нормативные акты, регламентирующие подготовку
водителей транспортных средств»
1. Опишите, что представляет собой система образования.
2. Какие существуют программы профессионального образования.
3. Какие существуют формы получения образования?
4. Опишите, что относится к компетенции образовательного учреждения.
5. Опишите права работников образовательного учреждения.
6. Опишите перечень документов, представляемых в ГИБДД кандидатом в водители.
7. Опишите содержание квалификационных экзаменов.
8. Обязаны ли образовательные учреждения, осуществляющие подготовку водителей,
регистрировать учебные группы в ГИБДД.
9. Может ли во время практического экзамена находиться в учебном транспортном
средстве его владелец либо его представитель.
10. Какова должна быть продолжительность экзамена на маршруте?


Наверх

.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».