Программа ДПО (повыш. кв.)_ Современные образовательные технологии в работе с детьми с ОВЗ в логике ФГОС ДО

Пояснительная записка
Актуальность. В настоящее время более 2 млн. детей в нашей стране относятся к категории
детей с ограниченными возможностями (8% от общего количества всех детей в стране).
Дети с инвалидностью составляют около 700 тысяч человек. При этом наблюдается
ежегодное увеличение численности данной категории детей. Потребность формирования
доступной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья является одной из
важных социально-экономических задач Правительства Российской Федерации. Отсюда
возникла необходимость развития инклюзивного образования как необходимого
стратегического направления образовательной политики и практики.
«Инклюзивное образование» в России обозначено в Федеральном законе «Об образовании
в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ как «обеспечение равного доступа к образованию для всех
обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и
индивидуальных возможностей» (ст.2 пункт 27). Инклюзивное образование – это
совместное обучение (воспитание), включая организацию совместных учебных занятий,
досуга, различных видов дополнительного образования лиц с ограниченными
возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений.
Для решения данных задач возникает потребность в наличии кадрового ресурса в лице
работников образования, способных отвечать современным требованиям. Ключевой
фигурой образования и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья
является личность самого педагога. Он должен обладать гибкостью мышления, что
обеспечивается высокой моральной устойчивостью и креативным подходом как к процессу
обучения и воспитания, так и к самим обучаемым.
Программа повышения квалификации «Современные образовательные технологии в
работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в логике ФГОС ДО» (далее
Программа) разработана в связи с необходимостью обеспечивать подготовку
педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и
методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
В Программе рассмотрены современные образовательные технологии в работе с детьми с
ограниченными возможностями здоровья, предполагается, что их использование в учебном
процессе позволит добиться положительных результатов.
Данная программа повышения квалификации направлена на совершенствование и/или
получение новых компетенций, необходимых для профессиональной деятельности, и/или
повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации в области
инклюзивного образования. В программе рассмотрены современные технологии работы с
детьми с ограниченными возможностями здоровья с учетом требований ФГОС ДО.
Структура программы.
Наименование разделов (модулей) программы:
1. Нормативно-правовое обеспечение инклюзивного процесса в практике педагогического
работника ДОУ в логике ФГОС ДО
2. Методологические и теоретические аспекты работы с детьми с ОВЗ в логике ФГОС ДО,
3. Технологии работы с детьми с ОВЗ
4. Тьюторство в открытом образовательном пространстве: нормативное правовое
регулирование, опыт и перспективы.
Каждый модуль представляет собой самостоятельную, целостную, завершенную, но вместе
с тем органично взаимосвязанную часть Программы, в достаточном объеме раскрывающий
свои аспекты рассматриваемой проблемы.
Категория слушателей: руководители,
образовательных организаций.

воспитатели,

специалисты

дошкольных

Требования к квалификации слушателей: высшее профессиональное образование или
среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы.
Цели, задачи и планируемые результаты обучения
Цель: совершенствование профессиональных компетенций слушателей, участвующих в
процессе реализации инклюзивных практик обучения и воспитания, психологопедагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в
дошкольных образовательных организациях в логике Федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования.
Задачи:
-изучить отечественный и зарубежный опыт работы с детьми с ОВЗ;
- изучить нормативно-правовые основы инклюзивного образования;
- познакомить слушателей с современными моделями и технологиями психологопедагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (с
нарушениями слуха, зрения, интеллекта, опорно- двигательного аппарата, речи, т.д.);
-обучить современным технологиям с учетом индивидуальных особенностей развития
ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Планируемые результаты обучения:
В результате изучения дополнительной профессиональной программы повышения
квалификации слушатель овладеет/усовершенствует следующие компетенции:
В области коррекционно-педагогической деятельности:
-способностью исследовать, проектировать, реализовывать процессы образования,
реабилитации, социальной адаптации и интеграции обучающихся с ОВЗ с использованием
инновационных технологий;
-готовностью к сотрудничеству с родителями, социальными партнерами при решении
актуальных коррекционно-педагогических задач;
- способностью проектировать коррекционно-образовательное пространство в
инклюзивных формах
В области консультативной и профилактической деятельности:
- способностью проектирования, апробации и внедрения педагогических технологий
выявления отклонений в развитии;
-способностью осуществлять консультирование лиц с проблемами в развитии по вопросам
организации и реализации индивидуальных образовательных программ;
В области культурно-просветительской деятельности:
проектирование и реализация индивидуальных и групповых маршрутов деятельности
детей с ограниченными возможностями здоровья
Программа направлена на освоение (совершенствование) следующих
профессиональных компетенций:
ПК-1: способность к рациональному выбору форм деятельности на основе личностноориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ;
ПК-2: готовность к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому
обеспечению;
ПК-3: способность к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в
условиях образовательного учреждения;
ПК-4: готовность к взаимодействию с общественными организациями, семьями лиц с
ограниченными возможностями здоровья ;

ПК-5: готовность к использованию
практической деятельности.

различных

форм

презентации

результатов

Виды
деятельности

Профессиональны
е компетенции

Практически
й опыт

Умения

Знания

1

2

3

4

5

ВД 1.
Коррекционнопедагогическая

ПК-1: способность к
рациональному
выбору
форм
деятельности
на
основе личностноориентированного и
индивидуальнодифференцированного
подходов к лицам с
ОВЗ;
ПК-2: готовность
к организации
коррекционноразвивающей
среды, ее
методическому
обеспечению;

Применение
знаний о
современных
методах
исследования,
оценивать
результаты
исследований;
способностью
анализировать,
синтезировать
и критически
резюмировать
информацию

-нормативноправовые акты,
регулирующие
деятельность
инклюзивного
образования в
Российской
Федерации;
- современные
концепции и
модели
инклюзивного
образования;
-связи обучения,
воспитания и
развития
личности
ребенка с ОВЗ

ВД 2.
Консультативнопрофилактическая

ПК-3: способность
осуществлению
коррекционнопедагогической
деятельности
условиях
образовательного
учреждения;
ПК-4: готовность
взаимодействию
общественными
организациями,
семьями
лиц
ограниченными
возможностями
здоровья ;

Способность
ориентироваться в
постановке
практических
задач,
определение
средств их
решения
(игры, творческая
деятельность,
проектная
деятельность,
оздоровительная и
т.д.)
для детей с
ограниченными
возможностями
здоровья в
условиях
ФГОС ДО
составление
индивидуальноориентированных
коррекционных
мероприятий,
обеспечивающих
удовлетворение
особых
образовательных
потребностей
детей с ОВЗ

демонстрация
знаний
основных
проблем при
работе с детьми с
ОВЗ, семьями
детей с ОВЗ,
общественными
организациями,
при
решении
которых
возникает
необходимость
в сложных
задачах выбора

современные
технологии и
требования
сопровождения
психологопедагогического
процесса
сопровождения
детей с ОВЗ

проектирование и
реализация
индивидуальных
и групповых
маршрутов
деятельности
детей с
ограниченными
возможностями
здоровья

Применение
информационных
технологий и
использование в
культурнопросветительской
деятельности

использование
различных форм
презентации
результатов
практической
деятельности

ВД 3.
Культурнопросветительская

к

в

к
с
с

ПК -5: готовность к
использованию
различных
форм
презентации
результатов
практической
деятельности

Условия освоения Программы.
Важнейшее условие реализации представленной программы дополнительного
профессионального образования - определение содержания, которое должно учитывать
потребности каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья и опираться на
перечень компетенций педагога, необходимых для осуществления инклюзивной практики.

Знания, умения, навыки:
В результате освоения дополнительной профессиональной программы слушатели должны
Знать:
- нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность инклюзивного образования в
Российской Федерации
-современные концепции и модели инклюзивного образования:
-связи обучения, воспитания и развития личности ребенка с ограниченными
возможностями здоровья.
Уметь:
- обеспечивать ребёнку с ограниченными возможностями здоровья условия для реальной
индивидуализации процесса развития и воспитания;
- организовать взаимодействие различных участников образовательного процесса в
инклюзивной практике;
Владеть:
Навыками составления индивидуально-ориентированных коррекционных мероприятий,
обеспечивающих удовлетворение особых образовательных
потребностей детей с ОВЗ
Форма аттестации: Программа повышения квалификации предполагает промежуточный
контроль после изучении каждого модуля в форме собеседование (контрольный вопросы),
а также выполнения итоговой работы в виде проекта по направлениям Программы. Оценка
итоговой аттестации «зачёт», «незачёт».
Итоговая аттестация
Промежуточный контроль по завершению изучения каждого модуля–собеседование
(контрольный вопросы);
Итоговый контроль – проектная работа, которая проводится по завершении курса обучения
в формате публичного выступления-представления.
Слушателям предоставляется возможность выбора темы итоговой работы. Выбор
осуществляется, исходя из профессиональных потребностей и интересов слушателя, также
наличия научной литературы и иных источников информации.
Итоговая работа может быть выполнена слушателем как индивидуально, так и в малой
группе (количество участников – до трёх человек).
Алгоритм выполнения проектных работ:
1. Выбор темы и обоснование её актуальности.
2. Составление библиографии, ознакомление с нормативными документами и другими
источниками, относящимися к теме проектной работы.
3. Сбор материала.
4. Обработка и анализ полученной информации.
5. Формулирование выводов, оценка и выработка рекомендаций.
6. Оформление проектной работы в соответствии с установленными требованиями.
7. Подготовка проекта к презентации.
Зaщитa прoектнoй рaбoты слушaтеля прoвoдится публичнo в присутствии слушaтелей
других прoектных групп и, кaк прaвилo, сoстoит в кoрoткoм дoклaде (5- 7 мин), который
сoпрoвoждaется презентaцией. Предстaвляя в хoде зaщиты рaзрaбoтaнный прoект,
слушaтель(и)
oбoзнaчaет егo aктуaльнoсть, прoблему, цель, зaдaчи, хaрaктеризует
сoдержaние и результaты выпoлненной работы, выскaзывaет предлoжения o прaктическoм
испoльзoвaнии дaннoгo прoектa.

Объект оценки
Проектная
работа

Показатели оценки

Критерий
оценки

Актуальность темы работы
Практическая значимость работы

10 баллов
20 баллов

Наличие элементов творчества
Оформление работы в соответствии с
действующими стандартами
Умение
работать
с
различными
источниками
ИТОГО

20 баллов
10 баллов
10 баллов
70 баллов

Для получения оценки «зачёт» необходимо получить 56-70 баллов
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
дополнительной профессиональной программы повышения квалификации
«Современные образовательные технологии в работе с детьми с ограниченными
возможностями здоровья в логике ФГОС ДО»
Форма обучения: очно- заочная, с использованием дистанционных технологий.
Объем на одного слушателя:42 часа
Лекций, час

Практических
занятий, час

Самостоятельная Форма
работа, час
итоговой
аттестации

18

8

16

Общий объем,
час
42

проектная
работа

Формы контроля (аттестации): промежуточный контроль по завершению изучения
каждого модуля – собеседование/ контрольные вопросы,
итоговый контроль – проектная работа.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/
п

Наименование
разделов,
дисциплин и тем

Всего
часов

Количество часов

Лекции

1

Нормативноправовое
обеспечение
инклюзивного
процесса в практике
педагогического

10

4

Практические
занятия
2

Самостоя
тельная
работа
4

Формы
аттестации

Контрольные
вопросы

работника ДОУ
логике ФГОС ДО

в

1.1 Международный и
российский
опыт формирования
государственной
системы
специального
образования
1.2 Нормативноправовое
обеспечение
инклюзивного
образования в логике
ФГОС ДО
2 Методологические и
теоретические
аспекты работы с
детьми с ОВЗ в
логике ФГОС ДО
2.1 Понятие и сущность
инклюзивного
образования.в
логике ФГОС ДО
2.2 Методологические
основания
педагогики
инклюзии.
Развивающая среда
для детей с ОВЗ
3 Технологии работы с
детьми с ОВЗ
3.1 Моделирование
и
апробация практик
работы с детьми с
ОВЗ.
Оценка
результативности
инклюзивного
образования
3.2 Технологии,
применяемые
при
работе с детьми с
ОВЗ
4 Тьюторство
в
открытом
образовательном пр
остранстве: нормати
вное
правовое
регулирование, опыт
и перспективы

2

2

6

2

2

2

4

2

2

2

Контрольные
вопросы

2

14

10

4

6

4

2

2

2

2

4

2

6

4

Контрольные
вопросы

Контрольные
вопросы

5

Итоговая
аттестация
Итого

2
42

2
18

8

Зачёт

16

Содержание курса
Темы учебного плана

Содержание тем

Должен уметь

Должен
знать

Вид
учебного
занятия,
учебных
работ

Международный
и
российский
опыт формирования
государственной
системы
специального образования

История инклюзивного
образования за рубежом:
Германия, Шотландия,
Дания, США,
Великобритания,
Франция, Италия,
Швеция, Норвегия,
Финляндия, Испания,
Нидерланды.
Экономические,
технические и
информационные
предпосылки
инклюзивного
образования. Принцип
«нормализации» (Н.
Бенк и Б. Нирье).
Физическая,
функциональная,
социальная, личная,
общественноорганизационная
интеграция
«особенных»
людей в общество.

Дифференциров
ание
основных
понятий

модели
интеграции
в условиях
дошкольного
обучения:
временная,
частичная,
полная

Лекция

Нормативно-правовое
обеспечение инклюзивного
образования в логике ФГОС
ДО

ФГОС ДО, Основные
нормативно-правовые
международные
регламенты. Всемирная
программа действий в
отношении инвалидов.
Федерально-целевые
программы развития

Применение
знаний:
нормативноправовые акты,
регулирующие
деятельность
инклюзивного
образования в

нормативноправовые
акты,
регулирующи
е
деятельность
инклюзивног
о

Лекция,
практическо
е занятие

Нормативно-правовое
обеспечение
инклюзивного процесса
в
практике
педагогического
работника ДОУ в логике
ФГОС ДО

образования.
Программные
документы по развитию
Инклюзивного
образования
- юридическая
консультация
(участники выступают в
роли консультантов и
клиентов, заранее
подготовив вопросы для
обсуждения); дискуссия
(участники заранее
выделяют
дискуссионную
проблему, определяют
позиции, готовят
аргументы в защиту).

Российской
образования в
Федерации
в Российской
логике
ФГОС Федерации
ДО

Методологические
и
теоретические аспекты
работы с детьми с ОВЗ в
логике ФГОС ДО
Понятие и сущность
Понятие
инклюзивного образования. в образовательной
логике ФГОС ДО
среды. Характеристика
комплекса условий
внедрения инклюзивной
модели в систему
современного
образования.
Управление
процессом внедрения и
реализации инклюзии.
Цели
инклюзивного
образования
Методологические
Системный,
основания
педагогики аксиологический,
инклюзии.
Развивающая антропологический,
среда для детей с ОВЗ
синергетический,
личностноориентированный,
деятельностный,
компетентностный
подходы как теоретикометодологические
основания социальной
инклюзии
Технологии
работы
с
детьми с ОВЗ
Моделирование и апробация -мастер-класс
практик работы с детьми с (участники
ОВЗ.
Оценка готовят занятия,
результативности
демонстрируя
инклюзивного образования
методические приемы,
технологию проведения
занятий с детьми в

Использование
знаний
принципов
и
критериев
в педагогической
деятельности
при работе
с детьми с ОВЗ

Принципы и
Лекция
критерии
инклюзивног
о
образования,
условия
внедрения
инклюзивной
модели
в
систему
современного
образования

Составление
индивидуальных
маршрутов
развития ребёнка
с
ОВЗ.
Формирование
развивающей
среды

современные
концепции и
модели
инклюзивног
о
образования.
Развивающая
среда

лекция

применение
технологии
педагогического
сопровождения
участников
образовательног
о

технологии
педагогическ
ого
сопровожден
ия
участников

Лекция
Практичес
кое
занятие

инклюзивной группе.
При подготовке
используют результаты
наблюдения, изучения
опыта деятельности
педагогов и работы с
методической
литературой);
методический совет
(участники
демонстрируют
разработки собственных
занятий с детьми с ОВЗ,
проводят обсуждение
наиболее эффективных
приемов и методов
работы).

процесса.

образователь
ного
процесса.

Основные компоненты
социальнопедагогического
сопровождения:
1)
отслеживание
социальнопедагогического статуса
обучаемого с точки
зрения его состояния в
настоящее
время
и
перспектив развития в
ближайшем будущем;
2) создание условий для
успешного обучения с
учетом
потенциала,
психологических
особенностей,
актуальных интересов и
потребностей
обучаемого;
3) создание специальных
социальнопедагогических
условий, цель которых
— решить проблемы
обучения, общения и
психологического
состояния обучаемого.

содержание
и
условия деятель
ности тьютора
в образовательн
ых организациях
характеристика
профессиональн
ой
компетентности
тьютора
технология
взаимодействия
в образовательн
опросветительско
й
работе
с
разными
категориями

Уметь
Лекция
применять
технологии
проектирован
ия,
исследовател
ьские методы,
вопрос-ответ,
туризм,
портфолиотво
рческие
мастерские,
технологии
открытого
пространства
(ТОП),
социокультур
ные
игры,
робинзонада
и т.д..

Технологии, применяемые
при работе с детьми с ОВЗ

Тьюторство в открытом
образовательном простр
анстве: нормативное
правовое
регулирование, опыт и
перспективы

МОДУЛЬ I. Нормативно-правовое обеспечение инклюзивного процесса в практике
педагогического работника ДОУ в логике ФГОС ДО
В процессе освоения учебного материала нормативно-правового модуля у обучающихся должно
быть сформировано понимание современных концептуальных, нормативно-правовых основ
инклюзивного образования, эволюционного характера его развития, а также закономерностей и
механизмов деятельности различных государственных и общественных

институтов в управлении образованием. В содержание данного раздела включены темы,
раскрывающие вопросы нормативно-правового и информационного обеспечения.
Цель изучения содержания данного модуля заключается в совершенствовании концептуальных
нормативно-правовых компетенций педагогических работников ДОУ в области организации,
функционирования, развития инклюзивного образования в логике ФГОС ДО.
Тема 1.1. Международный и российский опыт формирования государственной системы
специального образования
История инклюзивного образования за рубежом: Германия, Шотландия, Дания, США,
Великобритания, Франция, Италия, Швеция, Норвегия, Финляндия, Испания, Нидерланды.
Совместное обучение детей в Европе в XIX- XX вв: И.Г. Песталоцци, В. Гумбольдт, И.В. Гете,
Ф.Шиллер, С. Гейнике, В.Е. Егер, Т. Бредвуд, О. Крузе, И.Т.Вайзе, А. Бланше, Жан-Жак ВаладГабель, Э. Терра, А. Гартнер, Д. Липски, Дж. Кауфман и др.
Экономические, технические и информационные предпосылки инклюзивного образования.
Принцип «нормализации» (Н. Бенк и Б.Нирье). Физическая, функциональная, социальная,
личная, общественно-организационная интеграция «особенных» людей в общество.
Интеграционные процессы в странах ближнего зарубежья: Белоруссия,Украина. Особенности
становления интегрированного и инклюзивного образования в России: «повторительные классы»
военных гимназий (сер.XIX века), совместное обучение глухих детей в общеобразовательной
школе (70 – годы XX века). Модели интеграции в условиях дошкольного и школьного обучения:
временная, частичная, полная. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь в
условиях интеграции.
Практические задания и упражнения
1. Опишите модели получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в
регионе Вашего проживания (опираясь на статистические данные и данные из открытых
источников).
2. Подготовьте не менее 10 доказательств необходимости использования каждой из трех моделей
организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
3. Подготовьте не менее 10 аргументов о невозможности использования каждой из трех моделей
организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
4. Раскройте предпосылки организации инклюзивного образования за рубежом; в нашей стране.
5. Перечислите и раскройте модели интеграции в нашей стране.
6. В каких нормативных документах дано определение «инклюзивное
образование»?
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Представьте в виде схемы этапы развития интеграционного процесса и соответствующего им
понятийного аппарата в ХIХ в и со второй половины ХХ в.
2. С какими трудностями столкнулись «пионеры» интеграции? Почему? Дайте развернутое
обоснование.
3. Расскажите об основных научных концепциях, на которых строится современная интеграция
за рубежом.
4. Каковы особенности развития инклюзивного обучения за рубежом. Опишите на примере 2-3
стран.
5. Как развивались интегрированное и инклюзивное обучение в России? Дайте развернутую
характеристику.
6. Используя предложенную литературу и самостоятельно подобранные Интернет-ресурсы,
подготовьте «интеграционную характеристику» какой- либо (на выбор) современной
европейской страны по основным параметрам сравнительного исследования.
Тема 1.2. Нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования в логике ФГОС
ДО

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Основные
нормативно-правовые международные регламенты. Всемирная программа действий в
отношении инвалидов. Федерально-целевые программы развития образования. Национальная
образовательная инициатива. Программные документы по развитию инклюзивного образования.
Задания для самостоятельной работы
1. Изучите нормативно-правовые документы и составьте к ним аннотацию:
• Декларация прав ребенка (ООН, 1959 г.)
• Конвенция о правах ребенка (ООН, 1989 г.)
• Федеральный закон «Об образовании в РФ» (N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.)
• Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации» (№ 124-ФЗ от 24.07.1998 г.).
2. Изучите программные документы по развитию инклюзивного образования и составьте к ним
аннотацию:
• Национальный проект «Образование».
• Концепция Федеральной целевой программы развития образования (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 07.02.2011 № 163 –р).
Варианты методик проведения практических занятий:
- юридическая консультация (участники выступают в роли консультантов и клиентов, заранее
подготовив вопросы для обсуждения);
- деловая игра «Парламентские слушания» (участники заранее готовят доклады на парламентские
слушания, включая вопросы нормативно-правового обеспечения инклюзивного образования,
раскрывают существующие проблемы реализации права на образования лиц с
ограниченными возможностями здоровья, формулируют предложения по улучшению ситуации
образования лиц с ОВЗ);
- круглый стол (участники выбирают роли представителей органов управления образованием,
министерства социальной защиты населения, руководителей образовательных учреждений,
родителей, педагогов, психологов). Заранее предлагается проблематика обсуждения, участники
в соответствии с выбранными ролями готовят сообщения;
- дискуссия (участники заранее выделяют дискуссионную проблему, определяют позиции,
готовят аргументы в защиту).
Контрольные вопросы по модулю
1. Какие институты обеспечивают государственно-общественный характер управления
образованием на разных уровнях системы образования (федеральном, региональном,
муниципальном)?
2. Какие права на участие общественности в управлении образовательной организацией
гарантированы Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»?
3 Какие цели преследует ФГОС ДО?
4. В чем заключается противоречие между интересами общества людей с ограниченными
возможностями здоровья и государства в области образования? Каковы, на ваш взгляд,
возможные пути разрешения этого противоречия?
5. Охарактеризуйте основные принципы организации образования детей- инвалидов и
проиллюстрируйте их примерами из собственной практики.
6. Опишите модели восприятия инвалидности в обществе.
7. Сформулируйте социальный подход к пониманию инвалидности.

МОДУЛЬ II. Методологические и теоретические аспекты работы с детьми с ОВЗ в логике
ФГОС ДО

2.1. Понятие и сущность инклюзивного образования.
Этимология понятий интеграция, инклюзия, определение их содержательного поля. Категория
инклюзии в философской, юридической, социологической, психологической и педагогической
научной литературе: вариативность подходов и терминов. Инклюзивное образование как
предмет психолого-педагогических исследований. Актуальность развития инклюзивной
практики в России.
2.2. Методологические основания педагогики инклюзии. Развивающая среда для детей с
ОВЗ.
Системный, аксиологический, антропологический, синергетический, личностноориентированный, деятельностный, компетентностный подходы как теоретикометодологические основания социальной, образовательной инклюзии. Междисциплинарный
характер методологии построения инклюзивного образования. ФГОС ДО о создании
специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ). Принципы построения коррекционной образовательной среды
ДОУ для детей с ОВЗ:
1 Принцип развития - Взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного
развития; готовность личности к дальнейшему развитию.
2. принцип природособразности воспитания - Соответствие педагогического влияния
биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней
природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.
3. Принцип психологической комфортности - Создание благоприятного микроклимата
общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику
положительного «эмоционального самочувствия».
4. Принцип взаимодействия - Установление глубоких личностных отношений между
участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); - воспитатель как
равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.
5. Принцип доверительного сотрудничества - Отсутствие давления на ребенка, доминантности
во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве;
6. Принцип обучения деятельности - обучение умению ставить цели и реализовывать их в
дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.
7. Принцип здоровьесберегающий - Забота о душевном состоянии ребенка, его
психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта;
устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и
психическое здоровье ребенка
Контрольные вопросы по модулю
1. Назовите задачи ФГОС ДО в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья.
2. Обозначьте основные направления работы педагогического коллектива в инклюзивной
группе.
3. Назовите принципы инклюзивного образования. Дайте характеристику.
4. Какие особые образовательные потребности отдельных категорий детей учтены в ФГОС ДО?
5. Какую образовательную среду можно сформировать для детей с ОВЗ? В чём её особенности?
МОДУЛЬ III. Технологии работы с детьми с ОВЗ
Тема 3.1. Моделирование и апробация практик работы с детьми с ОВЗ. Оценка
результативности инклюзивного образования.
Технология выявления детей, нуждающихся в индивидуальном образовательном маршруте и
специальных условиях образования.
Технология индивидуального психолого'педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ

Способы и критерии оценки результативности деятельности коллектива, реализующего
инклюзивную практику. Методики диагностики познавательной сферы личности, социальных
умений ребенка и внутригрупповых отношений.
Варианты методик проведения практических занятий:
-форум (участники форума – педагоги, обсуждающие проблемы профессионального развития в
условиях инклюзивного образования);
- телевизионная передача (выбрав тип передачи, определив ее ход и роли, участники
популяризируют идеи и практику инклюзивного образования);
Варианты заданий для самостоятельной работы:
1. обозначьте проблемы целеполагания в современной педагогической науке и практике;
определите критерии и требования к постановке целей образования;
2. проанализируйте цели инклюзивного образования, определите степень их достижения в
современной образовательной практике;
3. выделите критерии и параметры оценки результатов инклюзивной практики;
4. определите способы диагностики личности (познавательной сферы и социальных умений
детей дошкольного, младшего школьного, подросткового возраста);
5. диагностика инклюзивной образовательной среды (согласно ее параметрам);
Тема 3.2. Технологии, применяемые при работе с детьми с ОВЗ
Технологии инклюзии в системе дошкольного образования и воспитания.
Технологии психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса.
Технологии проектирования, исследовательские методы, вопрос-ответ, туризм, портфолио, творческие
мастерские, технологии открытого пространства (ТОП), социокультурные игры

Варианты методик проведения практических занятий:
- разработка занятия (участники готовят материалы для занятия, демонстрируя методические
приемы, технологию проведения занятий с детьми с ОВЗ. При подготовке используют
результаты наблюдения, изучения опыта деятельности педагогов и работы с
методической литературой);
-методический совет (участники проводят обсуждение наиболее эффективных приемов и
методов работы).
Контрольные вопросы
1. обозначьте проблемы целеполагания в современной педагогической науке и практике;
определите критерии и требования к постановке целей образования;
2. проанализируйте цели инклюзивного образования, определите степень их достижения в
современной образовательной практике;
3. выделите критерии и параметры оценки результатов инклюзивной практики;
4. определите способы диагностики личности (познавательной сферы и социальных умений
детей дошкольного, младшего школьного, подросткового возраста);
5. диагностика инклюзивной образовательной среды (согласно ее параметрам);
МОДУЛЬ IV. Тьюторство в открытом образовательном пространстве: нормативное
правовое регулирование, опыт и перспективы.
Тьюторство в современном образовании – это педагогическая позиция, которая связана со
специальным образом организованной системой образования. «Учебный процесс, режим и
характер занятий выстраиваются и складываются, исходя из познавательного интереса,
склонностей, способностей восприятия ученика». «Движущие силы в ней – это педагог-тьютор и
его подопечный».

Общие и специфические особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Характеристика особых образовательных потребностей, специальных образовательных условий
в процессе работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Технологии открытого образования (технологии проектирования, исследовательские методы,
дебаты, образовательный туризм, портфолио, развитие критического мышления при чтении и
письме, творческие мастерские, кейс-стади, технологии открытого пространства (ТОП),
социокультурные игры, робинзонада и т.д.). Технологии, которые активно используются в
педагогической психологии (вопросно-ответные технологии, технологии рефлексивных сессий,
технологии активного слушания, технологии модерации и т.д.).
Кроме этого, большим подспорьем педагога-тьютора могут стать технологии, вошедшие
в технологические пакеты, разработанные педагогами школы «Эврика – развитие»
(г.Томск):
«Горизонты» (создание условий для формирования обучающимся образа будущего,
организация целеполагания в образовании, проявление имеющихся сильных сторон и точек роста
в достижении цели);
«Зеркала» (создание условий для рефлексивно-аналитической деятельности, формы
организации образовательного процесса, открытые формы организации мониторинга, методы
аутентичного оценивания);
«Бумеранг» (методики соотнесения
мониторинга текущих результатов);

целей

и

результатов,

открытые

формы

«Вызовы» (действия в ситуации неопределенности, создание ситуации преодоления,
проектирование зоны ближайшего развития)
«Рефлексия» (анализ способов построения реализации и оценки индивидуальной
образовательной программы, проектирование перспектив)
Особенность тьюторских технологий: возможность тьютору усилить индивидуальный
ресурс подопечного внешними (социальными) ресурсами, то есть тьютор становится
своеобразным «посредником» между подопечным и возможностями «мира», «социума».
Контрольные вопросы
1. Охарактеризуйте особенности работы тьютора с ребёнком с ОВЗ.
2. Возможно ли нахождение ребенка с ОВЗ в детском саду при отсутствии материальнотехнических ресурсов? Обоснуйте ответ.
3.
Определите
содержание
для
психологических,
психолого-педагогических
и
психотерапевтических занятий с разными категориями детей с ОВЗ, исходя из Вашего
практического опыта..
4. Какие принципы лежат в основе психолого-педагогической диагностики обучения и развития
ребенка с ОВЗ?
Практические задания и упражнения
1. Проанализируйте особенности психического развития детей с ОВЗ конкретной категории с
точки зрения критериев оценки сформированности различных универсальных действий.
Используйте для этого рекомендованную литературу.
2. Проанализируйте эффективность применения технологий в работе тьютора. Её достоинства и
недостатки.

Организационно-педагогические условия реализации Программы.

1. Требования к материально – техническим условиям
Лекционные и практические занятия проводятся в аудиториях, оборудованных видео- и
мультимедийной техникой для демонстрации презентационных материалов с программным
обеспечением (программы для проигрывания DVD, просмотров фильмов, презентационных
слайдов).
2. Требования к информационным и учебно- методическим условиям.
Учебно-методическое обеспечение Программы включает перечень пособий и других учебнометодических материалов, имеющихся в библиотеках ОУ, доступных слушателям и
обеспечивающих достаточное качество подготовки по содержанию программы.
Занятия модуля проводятся с использованием приемов и методов современных образовательных
технологий (лекция-диалог, практикум, круглые столы, форумы, дискуссии
др.) Методическое обеспечение учебного процесса включает разработки электронного обучения:
мультимедийные презентации, методические рекомендации, учебно-методические материалы
для практических занятий и др.
Литература
1. «Об образовании в Российской Федерации» - Закон № 273 Российской Федерации от 29
декабря 2012 года.
2. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и
признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных
актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в
Российской Федерации» - Закон РФ от 2.07.2013 № 185-ФЗ.
3. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся”
4. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
(Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)

5.«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - Закон Российской федерации от
24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ (с дополнениями и изменениями)

6. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» - Закон Российской
Федерации, Принят Государственной Думой 3 июля 1998 года и одобрен Советом Федерации 9
июля 1998 года, (с изменениями от 20 июля 2000 г., 22 августа, 21 декабря 2004 г., 26, 30 июня
2007 г.).
7. Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сборник материалов II
Международной научно- практической конференции / Отв. ред. Алехина С.В. – М.: ООО «Буки
Веди», 2013.
8. Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья:
Учебное пособие /Отв. Ред. С.В.Алехина, Е.Н.Кутепова. – М.: МГППУ, 2013.
9. Назарова Н.М., Моргачёва Е.Н., Фуряева Т.В. Сравнительная специальная педагогика.-М., изд.
«Академия», 2012.
11. Дмитриева Т.П. Организация деятельности координатора по инклюзии в образовательном
учреждении. Серия «Инклюзивное образование». вып. 3 М.: изд-во Центр «Школьная книга»,
2010.

12. Караулова Е.В. Педагогическая технология преодоления системного недоразвития речи с
учетом формирования эмоциональной сферы у дошкольников с функциональными нарушениями
зрения // «Специальное образование»: науч.-метод. журн. - Екатеринбург, 2011.
13. Нечепоренко А. Р. Правовые особенности различных форм получения образования детьми с
ограниченными возможностями здоровья / А. Р. Нечепоренко // Коррекционная педагогика:
теория и практика. - 2019.
14. Никольская О.С., Малофеев Н.Н., Кукушкина О.И. Концепция СФГОС для детей с
ограниченными возможностями здоровья. ФГОС, М.: Просвещение, 2020
16. Семаго Н.Я. Технология определения образовательного маршрута для ребенка с
ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование. Выпуск 2. - Москва:
Школьная книга, 2020.
17. Староверова М.С. и др. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего
с детьми с ОВЗ.- М.:Владос.,2021.
18. Цикото Г.В. Проблемные дети: развитие и коррекция в предметно-практической
деятельности. - М.: Полиграф сервис, 2018

Интернет - ресурсы
1. Работа с детьми с ОВЗ в детском саду.
https://go.mail.ru/search_video?fr=main&frm=main&q=%D0%A0%D0%B0%D0%B1%D0%
BE%D1%82%D0%B0+%D1%81+%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%8C%D0%BC%D0%B
8+%D1%81+%D0%9E%D0%92%D0%97+%D0%B2+%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%8
1%D0%BA%D0%BE%D0%BC+%D1%81%D0%B0%D0%B4%D1%83&fm=1
2. Игры по работе с детьми с ОВЗ
https://www.youtube.com/watch?v=OnyOPyEAR7M
3. Вебинар «Включение ребёнка с ОВЗ в группу детского сада»
https://www.youtube.com/watch?v=2u3uDf8OMH4
4. Организация работы с детьми дошкольного возраста в детском саду.
https://go.mail.ru/search_video?fr=main&frm=main&q=%D0%A0%D0%B0%D0%B1%D0%
BE%D1%82%D0%B0%2B%D1%81%2B%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%8C%D0%BC
%D0%B8%2B%D1%81%2B%D0%9E%D0%92%D0%97%2B%D0%B2%2B%D0%B4%D0
%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC%2B%D1%81%D0%B0%D0%B4%D
1%83&fm=1&sig=7d6ea3a8bf&s=youtube&d=4414011379084404366
5. Особенности организации работы с детьми с ОВЗ в условиях ДО.
https://go.mail.ru/search_video?fr=main&frm=main&q=%D0%A0%D0%B0%D0%B1%D0%
BE%D1%82%D0%B0%2B%D1%81%2B%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%8C%D0%BC
%D0%B8%2B%D1%81%2B%D0%9E%D0%92%D0%97%2B%D0%B2%2B%D0%B4%D0
%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC%2B%D1%81%D0%B0%D0%B4%D
1%83&fm=1&sig=d78c9ad648&s=%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%BA%D0%
BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8&d=77374419508822
96383
6. Коррекционная работа с детьми с ОВЗ

https://go.mail.ru/search_video?fr=main&frm=main&q=%D0%A0%D0%B0%D0%B1%D0%
BE%D1%82%D0%B0%2B%D1%81%2B%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%8C%D0%BC
%D0%B8%2B%D1%81%2B%D0%9E%D0%92%D0%97%2B%D0%B2%2B%D0%B4%D0
%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC%2B%D1%81%D0%B0%D0%B4%D
1%83&fm=1&sig=d299e6efaa&s=xn--3-7sbhqkgbeed2ae5b2f.xn--p1ai


Наверх

.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».