04.12.2019
Поговорим об учителе, о том, как он себя чувствует на уроке при
возникновении конфликтной ситуации.
Наверное, у каждого из нас они возникали, и мы действовали в них в соответствии
с собственным опытом, темпераментом, с наличием в той или иной степени
ресурсного состояния.
Хочется спросить, а что вы чувствовали в такие моменты?
— Досаду. К ним со всей душой, хочется хоть чему-то научить, а они!..
— Раздражение. У меня тема, надо быстрей ее дать, а там разговоры.
— Безысходность. На минуту заинтересуешь, а потом опять шум. Несколько человек
работают, хоть бы им не мешали.
— Злость. Сидят на всем готовом, в голове пусто, так хоть бы не хамили.
И как обычно мы реагируем в такой ситуации?
— Перестань, как не стыдно, сколько можно, мы не успеем, завтра
контрольная...
— Выйди вон, я докладную директору напишу, пусть разбирается...
Итак, если я правильно поняла, это — замечания, нарекания, порицания и т.п. А
как мы это делаем? (Часто повышаем голос.) И приносит ли это желаемый
эффект? (Редко.) Весь наш опыт говорит о том, что это малоэффективно.
А что вы чувствуете в этой ситуации?
— Вину, беспомощность, бессилие, страх, некомпетентность...
Помогает ли это разрешить ситуацию?
Наверное, нет. Да еще и настроение портится из-за того, что не сдержались,
давление поднимается, сердце хватает. И потом долго переживаем из-за того, что
все не так складывается, как бы хотелось. Опускаются руки, не хочется идти на
работу.
Экология учительского труда — это такая тема, которая поднимается редко. Сейчас
очень много говорят о детях, об их проблемах. Не умаляя значения детских
проблем, хочу все-таки сказать, что учитель, находясь в ресурсном состоянии,
сможет гораздо эффективнее действовать в конфликтной ситуации, сохраняя при
этом и свое здоровье, и здоровье детей.
Например: вы едете в троллейбусе в прекрасном настроении, ощущение такое, что
можете горы свернуть. Троллейбус дергается — массивный мужчина наступает вам на
ногу. Что делаете вы? (Доброжелательно, с юмором выходим из ситуации.)
А теперь вы бесконечно устали, сумки оттягивают руки. Вам наступили на ногу.
Как вы реагируете? (Кричим, обижаемся, злимся. Даже слезу пускаем...)
А в чем разница? В ресурсном состоянии.
Сейчас я хочу вам предложить несколько упражнений, которые помогут
активизировать ваши ресурсы. Хочу напомнить, что умения и навыки возникают при
многократном повторении. Когда вы чувствуете себя обеспокоенным, расстроенным,
сердитым, то, скорее всего, ведете себя импульсивно и делаете то, что на самом
деле прямо противоположно тому, что вы в действительности хотите.
Поэтому давайте потратим несколько минут, чтобы привести себя в состояние,
наиболее подходящее для достижения положительного результата, то есть в
состояние умиротворения.